КНОПКИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ АВТОПИЛОТА

Размещение кнопок отключения автопилота на штурвале поз — яет уменьшить потребное время Тп. Поэтому такие кнопки часто ывают кнопками быстрого отключения. В электрических авто — ютах при нажатии на кнопку происходит отсоединение рулевых пинок от проводки управления рулями и элеронами (обычно й кнопкой отключаются электромагнитные муфты рулевых ма­зок) . В электрогидравлических автопилотах нажатие кнопки лючения приводит к закольцовыванию гидравлической рулевой пинки и освобождению проводки управления.

К кнопкам отключения и их размещению предъявляются опре — енные требования. Например, по форме кнопка отключения ав- илота должна отличаться от других кнопок, также устанавлива-

емых на штурвал (кнопки включения ра­диостанции, СПУ и др.). На многих са­молетах управление двигателями осуще­ствляется летчиками. Чаще всего при этом РУД расположены у борта кабины.

Подпись: Рис. 4.1. Концевой вы-ключатель: / — кулачок: 2 — пластинча тая пружина с контактом; 3 — неподвижные контакты: І. II — клеммы В таком случае при заходе на посадку левая рука левого летчика и правая ру­ка правого летчика заняты управлением двигателями. Отсюда вытекает необходи­мость расположить кнопки отключения на правой стороне обода (спице) левого штурвала и на левой — правого штурва­ла. На некоторых самолетах кнопка от­ключения автопилота вмонтирована в обод штурвала таким образом, что, схва­тывая штурвал для управления самоле­том вручную, летчик нажимает на кноп­ку и тем самым отключает автопилот.

Подпись: первым рефлекторнымТакое расположение кнопки отключения весьма целесообразно для уменьшения времени Тт поскольку при возникнове­нии неисправности в автопилоте, связан­ной с перемещением органа управления, движением является попытка управлять самолетом вручную, пере­силивая автопилот.

Дальнейшим развитием этого мероприятия является применение динамометрических устройств для отключения автопилота. Такие элементы, встроенные в самолетные системы управления (штур­вал, колонку, педали, тяги), отключают автопилот, когда летчик прикладывает усилия к органам управления. Тот же эффект может быть достигнут и некоторыми другими способами.

Принципиально возможны, хотя и очень редко, неисправности и разрушения выходных устройств рулевых машинок, приводящие к заклиниванию тяг и тросов, связывающих рулевую машинку с основной системой управления самолетом. В этом случае для обес­печения управления самолетом вручную необходимо иметь возмож­ность отъединить рулевую машинку автопилота от основной систе­мы управления. Это достигается установкой после рулевой машин­ки расцепляющих устройств различных типов. Некоторые из этих устройств управляются дистанционно. Например, при нажатии лет­чиком специальной кнопки срабатывает пиропатрон, срезающий соединительную чеку на выходном элементе рулевой машинки. В некоторых расцепляющих устройствах применяется тросовое управ­ление. В этом случае в кабине имеется специальная рукоятка, со­единенная с расцепляющим устройством при помощи троса. Такая система обеспечивает очень высокую степень надежности срабаты­вания, однако обладает большой сложностью.