КНОПКИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ АВТОПИЛОТА
Размещение кнопок отключения автопилота на штурвале поз — яет уменьшить потребное время Тп. Поэтому такие кнопки часто ывают кнопками быстрого отключения. В электрических авто — ютах при нажатии на кнопку происходит отсоединение рулевых пинок от проводки управления рулями и элеронами (обычно й кнопкой отключаются электромагнитные муфты рулевых мазок) . В электрогидравлических автопилотах нажатие кнопки лючения приводит к закольцовыванию гидравлической рулевой пинки и освобождению проводки управления.
К кнопкам отключения и их размещению предъявляются опре — енные требования. Например, по форме кнопка отключения ав- илота должна отличаться от других кнопок, также устанавлива-
емых на штурвал (кнопки включения радиостанции, СПУ и др.). На многих самолетах управление двигателями осуществляется летчиками. Чаще всего при этом РУД расположены у борта кабины.
В таком случае при заходе на посадку левая рука левого летчика и правая рука правого летчика заняты управлением двигателями. Отсюда вытекает необходимость расположить кнопки отключения на правой стороне обода (спице) левого штурвала и на левой — правого штурвала. На некоторых самолетах кнопка отключения автопилота вмонтирована в обод штурвала таким образом, что, схватывая штурвал для управления самолетом вручную, летчик нажимает на кнопку и тем самым отключает автопилот.
Такое расположение кнопки отключения весьма целесообразно для уменьшения времени Тт поскольку при возникновении неисправности в автопилоте, связанной с перемещением органа управления, движением является попытка управлять самолетом вручную, пересиливая автопилот.
Дальнейшим развитием этого мероприятия является применение динамометрических устройств для отключения автопилота. Такие элементы, встроенные в самолетные системы управления (штурвал, колонку, педали, тяги), отключают автопилот, когда летчик прикладывает усилия к органам управления. Тот же эффект может быть достигнут и некоторыми другими способами.
Принципиально возможны, хотя и очень редко, неисправности и разрушения выходных устройств рулевых машинок, приводящие к заклиниванию тяг и тросов, связывающих рулевую машинку с основной системой управления самолетом. В этом случае для обеспечения управления самолетом вручную необходимо иметь возможность отъединить рулевую машинку автопилота от основной системы управления. Это достигается установкой после рулевой машинки расцепляющих устройств различных типов. Некоторые из этих устройств управляются дистанционно. Например, при нажатии летчиком специальной кнопки срабатывает пиропатрон, срезающий соединительную чеку на выходном элементе рулевой машинки. В некоторых расцепляющих устройствах применяется тросовое управление. В этом случае в кабине имеется специальная рукоятка, соединенная с расцепляющим устройством при помощи троса. Такая система обеспечивает очень высокую степень надежности срабатывания, однако обладает большой сложностью.